«Совет- помощник интеграции ребенка в общество, его развитии, воспитании, образовании».
«Ребенок нуждается в вашей любви
больше всего именно тогда,
когда он меньше всего ее заслуживает»
Э. Бомбек
«Актуализация ряда упрочнившихся в обществе проблем: рост числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, безнадзорность, наркомания, алкоголизм, токсикомания, проституция, преступность среди детей подростков и целого ряда социально зависимых показателей неблагополучия, свидетельствуют об острой необходимости создания в образовательном учреждении системы профилактической работы, направленной на предупреждение противоправных действий детей и подростков, где приоритетным направлением является обеспечение прав несовершеннолетних на получение обязательного основного общего образования. В связи с этим необходимо совершенствовать взаимодействие семьи, школы, общественности и правоохранительных органов».
С этой целью в нашей школе создан Совет профилактики, который координирует всю профилактическую работу, отвечающую требованиям, исходящим из диктовки современных условий жизни. Чем же должен заниматься Совет профилактики в школе? Изначально Советы профилактики вводились в организационно — управленческую структуру образовательных учреждений для поиска путей разрешения проблем учащихся, родителей и школы в процессе обучения и воспитания несовершеннолетнего. К сожалению, с течением времени суть деятельности Совета была искажена. Деятельность данного органа получила скорее карательный и формальный характер, а не восстановительный, когда можно совместно с родителями договориться о совместном решении проблемы. Часто решения Совета носили однобокий характер: после «проработки» подростку в присутствии родителей предписывалось «исправиться», а родителям — «усилить контроль» за поведением подростка. Как правило, при этом не предусматривалось изменение условий обучения, воспитания подростка в школе, не оговаривалась помощь учащемуся со стороны педагогов. А вот тут нужно вспомнить смысл социальной педагогики «помощь интеграции ребенка в общество, его развитии, воспитании, образовании». В 2013 году в МБОУ СОШ №7 г. Невинномысска разработана программа «Совет профилактики, как механизм управления профилактикой социально опасного положения несовершеннолетних в школе», по которой работает обновленный Совет профилактики. Деятельность обновленного Совета в нашей школе изменилась полностью: корректируются задачи, видоизменяется миссия, содержание и технологии проведения. При подготовке к заседанию членами Совета изучается психолого- медико-педагогические особенности личности трудных детей, их социальная микросфера, условия жизни. Важной профилактической услугой является социально – психолого – педагогическая диагностика, которая позволяет выявить причины деструктивного поведения учащегося, особенности его личности, его потребности, мотивы и интересы, обозначить методы и приемы индивидуального подхода к учащемуся, формы педагогической поддержки и социально – психологической помощи ребенку и родителям. В работе Совета профилактики мы используем технологию кураторства индивидуальных планов сопровождения. Это позволяет Совету разработать конкретные рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка, соблюсти права родителей, разделить ответственность семьи и школы в вопросах воспитания несовершеннолетнего, учитывать в процессе коррекции обстоятельства жизни семьи, в полной мере использовать ее потенциал при восстановлении нарушенных отношений учащихся с социумом, семьей, школой.
Социальный педагог МБОУ СОШ №7 г. Невинномысска Браткова С.А